[Греч. Παΐσιος ὁ Α´] (Ɨ ок. 1688), патриарх К-польский (июль 1652 - апр. 1653, март 1654 - март 1655). До восшествия на К-польский престол занимал кафедру митр. Ларисского (Собственноручные записки Иоанникия. 1909. С. 229-233). П. был избран патриархом в кризисный период для Константинопольской Православной Церкви: долг Патриархата рос, а предстоятелям не удавалось закрепиться на кафедре и проводить самостоятельную политику. Положение П. также оказалось неустойчивым. Его право занимать К-польскую кафедру одновременно оспаривали три бывш. патриарха, находившихся в столице: свт. Афанасий III Пателларий, Кирилл III Спанос и Иоанникий II Линдиос. Как следует из соборного томоса от сент. 1652 г., многие архиереи, прибывавшие в К-поль, вступали с ними в переговоры и П. видел в этом угрозу для благополучия Церкви (Γριτσόπουλος. 1958. Σ. 102-104). В грамоте патриарху Александрийскому Иоанникию П. писал о шаткости своего положения и о том, что он вспоминает примеры более достойных архиереев, к-рые добровольно оставили престол, но все же сам пока не решается на такой шаг и будет стараться исполнить свой долг до конца (Собственноручные записки Иоанникия. 1909. С. 249). Стремясь упрочить свое положение, П. пошел на суровые меры по отношению к уличенным в общении с бывш. патриархами. Однако эти меры ему не помогли, П. был вынужден оставить кафедру и удалился на о-в Халки. После новых краткосрочных периодов Патриаршества Иоанникия II и Кирилла III П. вторично занял К-польский престол и немедленно предпринял шаги, чтобы в дальнейшем обезопасить себя от угрозы с их стороны (документ с подтверждением низложения Кирилла III: Γριτσόπουλος. 1958. Σ. 411-413). Во время своего 2-го Патриаршества П. проживал на о-ве Халки, в окормление ему были даны митрополии Кизика и Эфеса.
Акты, сохранившиеся от Патриаршества П., немногочисленны. В дек. 1654 г. П. в ответ на просьбу патриарха Никона (Минова) отправил за своей подписью в Москву сочинение о порядке богослужения, составленное греч. богословом Мелетием Сиригом. Сохранился подлинник соборной грамоты на имя патриарха Никона (РНБ. Соф. N 1547. Л. 82-111). По распоряжению патриарха Никона слав. перевод грамоты был опубликован в кн. «Скрижаль», а затем в Служебнике 1658 г. В греч. списках известна также более полная (черновая) версия грамоты (Καλλίνικος (Δελικάνης). 1905. Σ. 36-72), возможно сохранившая фрагменты утраченного частного послания П. к патриарху Никону, к-рый не совпадал дословно с офиц. соборной грамотой (Успенский. 1998. С. 367-370). Посредником в сношениях между П. и патриархом Никоном стал грек Мануил Константинов. Прибыв в Россию в мае 1655 г., уже после повторного отречения П., Мануил предоставил также грамоту П. на имя царя Алексея Михайловича. Ее греч. текст не сохранился, и она известна только благодаря слав. переводу (Николаевский. 1881). Ряд документов был издан П. в связи с конфликтом между Александрийским Патриархатом и Екатерины великомученицы монастырем на Синае относительно статуса синайского подворья в Каире. В этом споре П. безоговорочно встал на сторону патриарха Иоанникия. Он призывал синаитов к примирению с Александрийским Патриархатом как во время 1-го, так и во время 2-го Патриаршества (Собственноручные записки Иоанникия. 1909. С. 249-250, 259-260). Опубликовано послание П. к проту, игуменам и монахам Св. Горы Афон о разрушении стены между монастырями Эсфигмен и Хиландар (Γεδεών. 1888. Σ. 393).\tab
П. пользовался авторитетом и после низложения. В янв. 1672 г. он принял участие в К-польском Соборе под председательством патриарха Дионисия IV Серогланиса, посвященном учению о Евхаристии. Вместе с др. бывш. патриархами (Дионисием III Вардалисом и Мефодием III Моронисом) П. подписал томос Собора (Τὰ δογματικὰ κα συμβολικὰ. 1968. Σ. 773).